Последние новости

19:27
Якуты
Жители Крайнего Севера стареют быстрее
16 апреля 2024 | 17:42 Центр ФОБОС

Последствия климатического изменения изучаются не только на природе и инфраструктуре планеты, но и на человеке, его здоровье. Особое внимание уделяется конкретным категориям людей, подверженных воздействию «долгоиграющих» погодных условий, в частности, живущим в Арктическом регионе. Так, одно из первых в мире исследований негативного влияния климата на продолжительность жизни с участием коренного населения Якутии провели учёные ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и Уфимского федерального исследовательского центра РАН.

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним занимают около 70% территории РФ. Разница температур летом и зимой может достигать 80°: от +30° и до −50°. С учётом активного освоения этих мест оценка рисков работы в экстремальных природно-климатических условиях особенно актуальна. Учёные выяснили, что из-за адаптации к суровой окружающей среде якуты биологически на 3–4 года старше своих ровесников, проживающих в европейской части России.

Скорость старения жителей Якутии исследователи измерили с помощью восьми моделей эпигенетических часов. Отметим, что эпигенетические часы — это совокупность эпигенетических меток ДНК, химических групп, которые активируют и инактивируют гены; «собрание» меток позволяет определить биологический возраст ткани, клетки, органа. Если циркадные часы организма отвечают за ритмы сна и бодрствования, то эпигенетические часы могут «сообщить», как быстро стареет человек и насколько он подвержен возрастным заболеваниям.

В ходе исследования якутов эпигенетические отклонения обнаружились в генах, отвечающих за адаптацию к холоду, метаболизм и процессы старения. Их организм быстрее вырабатывает необходимую энергию за счёт скорости метаболизма и клеточного цикла; по-видимому, биологическая цена такой адаптации – ускоренное старение. Адаптивные перестройки у жителей свидетельствовали о напряжении всех систем организма, иногда адаптационные резервы человека истощались уже к 45 годам. Весьма важно, что исследования углубляют знания о молекулярных механизмах адаптации и открывают новые возможности для разработки мер улучшения качества жизни и сохранения активного долголетия у северян.

Сегодня нижегородские учёные определяют эпигенетический возраст сотрудников компаний, приехавших в Якутию из европейской части России. После сравнения биомаркеров приезжих и местных жителей, планируется разработать систему ранней диагностики и коррекции ускоренного старения организма для профессиональной медицины предприятий Крайнего Севера. Выявленные данные покажут, насколько успешно человек адаптируется к суровому климату. «Теперь мы знаем, какие гены связаны с ускоренным старением в экстремальном климате, а также можем оценить скорость старения у недавно приехавших людей. Если она превышает средние показатели, это повод провести глубокое медицинское обследование и, возможно, вернуться в привычную климатическую зону», – комментируют специалисты.

Изучение влияния климата на продолжительность жизни важно не только для жителей Якутии, но и для других этнических групп, проживающих в разных климатических условиях. Это позволит найти гены, отвечающие за адаптацию и продолжительность жизни населения в разных регионах России. Результаты опубликованы в международном научном журнале Clinical Epigenetics, сообщается на сайте Университета Лобачевского.