Последние новости

747 мм рт. ст.
06:45
17:49
Пластик
Улитки и грибки помогут в борьбе с отходами
26 июля 2023 | 18:44 Центр ФОБОС

Улитки могут быть не только дорогим деликатесом в ресторане, но и… перерабатывать отходы тяжёлых металлов! Год назад в Алтайском техническом университете (АлтГТУ)  обнаружили удивительное свойство моллюсков – они оказались способными перерабатывать отходы в производные для удобрений (чаще всего этим процессом занимаются дождевые черви). Сегодня исследователи определяют, какие именно металлы – никель, ртуть или свинец – оседают в организме улитки во время переработки. Затем они будут пробовать получить сорбенты из панцирей моллюсков. Свою технологию АлтГТУ планирует предложить предприятиям региона как хорошую альтернативу неэкологичным методам переработки.

А на другом конце планеты, в Сиднейском университете, с помощью двух штаммов микроскопических грибков, живущих в почве, смогли полностью разрушить полипропилен всего за 140 дней. В экспериментах принимали участие виды Aspergillus terreus и Engyodontium album.

На сегодня открыто более 400 микроорганизмов, способных разлагать пластик естественным путём. Вообще грибы давно привлекают к себе повышенное внимание благодаря универсальности и, в частности, способности разлагать всевозможные синтетические субстраты с помощью мощного набора ферментов.

На базовом химическом уровне пластик представляет собой цепочку атомов углерода с различными боковыми цепями, которые придают каждому типу пластика специфические свойства. Существует так много типов пластика, и если их все смешать вместе, то переработка становится невозможной. Большая часть пластиковых отходов либо сжигается, либо выбрасывается на свалку. Поэтому эта проблема весьма острая и научный мир в поисках разнообразных решений. А грибки же разлагают пластик на более простые молекулы, которые затем могут поглощать или выделять. Метод требует предварительной обработки материала ультрафиолетом, теплом или химическим реагентом.

Следующий шаг для исследователей — создание прототипа технологии, которую можно применять в промышленных масштабах. Научная статья вышла в журнале Materials Degradation, сообщает телеканал «Наука».