Последние новости

745 мм рт. ст.
06:14
18:38
телескоп
Сатурн, затмение, комета: что можно увидеть в осеннем небе?
7 сентября 2024 | 10:21 Центр ФОБОС

Сатурн – шестая планета от Солнца и вторая по размеру в Солнечной системе. Он известен своими потрясающими кольцами, которые состоят из льда, пыли и камней. Кольца Сатурна настолько велики, что их диаметр можно было бы сравнить с расстоянием от Земли до Луны. Небесный объект также имеет множество спутников – более 80. Самый большой из них – Титан – превышает размеры Меркурия. И это единственный спутник в Солнечной системе, обладающий плотной атмосферой. В воскресенье, 8 сентября, Сатурн достигнет «противостояния» – это лучший период для наблюдения планеты. Происходит это событие раз в 378 дней. Небесное тело будет находиться ближе всего к Земле и сиять ярче обычного со звездной величиной +0,58. На ночном небе планета будет выглядеть как яркая золотистая «звезда». Кроме того, находясь на противоположной от Солнца стороне неба, она будет видна всю ночь. Если вы хотите увидеть кольца Сатурна, воспользуйтесь телескопом или биноклем, но саму планету вы сможете наблюдать невооруженным глазом. Сатурн будет хорошо виден из средних широт. Для этого нужно смотреть на юг, юго-восток, где он будет находиться выше всего над горизонтом. Для поиска планеты можно воспользоваться мобильным приложением для астрономии, которое покажет точное расположение Сатурна на небе в реальном времени.

В среду, 18 сентября, Луна пройдёт через тень Земли. Конфигурация трёх космических объектов будет такова, что Земля окажется между Солнцем и спутником. Лунный диск на 3,5% покроется тенью. Частичное лунное затмение смогут наблюдать жители европейской территории России и большей части Азии. Хотя тень будет настолько мала, что без специального оборудования затмение будет слабозаметным. Тем не менее, для россиян любые лунные события – редкость. В следующем году их смогут наблюдать только в Северной и Южной Америке, некоторых частях Африки и Азии, в Западной Европе и Австралии.

День осеннего равноденствия, 22 сентября, когда продолжительность дня и ночи становится одинаковой, знаменует начало астрономической осени. В этот момент линия светового раздела планеты на освещенную и неосвещенную Солнцем части становится перпендикулярна земному экватору. После осеннего равноденствия небесное светило будет восходить южнее Востока, а заходить южнее Запада. Продолжительность светового дня на широте Москвы начнёт стремительно уменьшаться и за 3 месяца потеряет 5 часов. То есть, 23 сентября она ещё составит около 12 часов, а к 21 декабря снизится до 7 часов.

Как рассказвает сетевое издание Naked Science, 9 января 2023 года на китайской обсерватории Цзыцзиньшань была открыта комета C/2023 A3. Объект движется по слабо-гиперболической орбите, поэтому астрономы предполагают, что он пролетит через Солнечную систему всего один раз. Ближе всего к нашей звезде комета подлетит 27 сентября 2024 года и окажется в 58 миллионах километров от Солнца. Максимальное сближение с Землей произойдет 12 октября этого же года, небесное тело будет в 70,6 миллионах километров от нас. Вероятно, что комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) будет очень яркой. Точная яркость непредсказуема и во многом зависит от ее активности в ближайшие месяцы. Но большинство источников сходятся в одном: эта комета будет лучше видна в Северном полушарии, и наблюдать её мы также сможем невооруженным взглядом. Ожидается, что у кометы будет виден красивый хвост.

И, в заключение, суперлуние 17 октября – в этот день Луна пройдёт к Земле ближе, чем в любое другое полнолуние в этом году. Поэтому лунный диск будет выглядеть больше и ярче, чем обычно. В этот день в 3 часа 47 минут по московскому времени спутник Земли окажется в 357172 километрах от планеты в перигее своей орбиты – так называют ближайшую к небесному телу точку траектории движения его спутника или другого объекта, вращающегося вокруг него. Иными словами – такую крупную Луну мы в этом году больше не увидим. Лунный диск визуально будет на 7,9% больше и на 15,7% ярче, чем в обычное полнолуние.