В отличие от цунами, возникающих в результате подводных землетрясений или оползней и набирающих большую высоту лишь в прибрежных зонах, появление
«волн-убийц» не связано с катастрофическими геофизическими явлениями. До недавних пор чёткого объяснения для образования волн-убийц не было, но нелинейная динамика поверхностных волн на воде является одной из характерных причин формирования волн-убийц в океане. С учётом этой причины в Сколтехе и
разработали теоретическую модель формирования волн в проливах и каналах. Результаты работы ценны для повышения точности прогнозов морских волнений, обеспечения безопасности морских путешествий и защиты объектов инфраструктуры на прибрежных территориях.Проведённые исследования доказывают, что в каналах и проливах волны ведут себя совсем не так, как в открытом море. Береговые линии создают неоднородность, которая выражается в наличии перепада в распределении энергии волн на их границе. Наличие этого перепада приводит к возникновению адвекции волн, что в совокупности с нелинейным взаимодействием между волнами создаёт весьма необычный эффект: формирование волн в направлении, перпендикулярном направлению ветра. Для формирующихся волн берега пролива играют роль полуотражающих зеркал; в этом заключается определённое сходство данного явления с обычным лазером, поскольку нелинейные волновые системы здесь выступают в качестве активного резонатора. Мощность излучения, направленного перпендикулярно ветру, существенно возрастает с ростом коэффициента отражения от берегов пролива. В Сколтехе комментируют, что такой «эффект лазера» при формировании волн перпендикулярно направлению ветра можно наблюдать не только в проливах, но и в открытом море, где присутствуют неоднородные ветры, а пространственные точки поворота ветра создают условия, аналогичные тем, которые наблюдаются при наличии берегов. То есть, полученные результаты показывают, что корректный учёт турбулентности при наличии береговой линии позволит
прогнозировать возникновение волн-убийц – спонтанно возникающих гигантских поверхностных волн, представляющих серьёзную опасность даже для больших судов.