Учёные и философы уже давно спорят о том, может ли человек буквально воспринимать тишину или только делает выводы об отсутствии звука. Но до недавних пор не было ни одного исследования на данную тему. В Университете Джонса Хопкинса задались целью ответить на этот вопрос: одинаково ли мозг относится к тишине и звукам? Оказалось, что, похоже: мозг воспринимает тишину как отдельный акустический феномен.
В эксперименте учёные задействовали 1000 участников, которым давали послушать один длинный непрерывный звук и другой звук с перерывом, с паузой тишины посередине. Нужно было сказать, какой звук длится дольше, непрерывный или прерванный. На самом деле, звуки по длине были одинаковы, однако всем казалось, что непрерывный звук длится дольше. В другом варианте эксперимента всё было наоборот: нужно было оценить два периода тишины, один из которых был непрерывный, а второй прерывался коротким звуком. И на этот раз непрерывная тишина казалась длиннее, хотя две тишины были одинаковы по длительности.
А всё дело в следующем: исчезновение звука не означает, что в восприятии возникает некая пустота. По мысли авторов работы, если бы восприятие молчало, не было бы иллюзий разной длительности. Без разницы, как именно срабатывает иллюзия, в сторону увеличения непрерывного звука или в сторону его уменьшения, растягивает ли она одни паузы за счёт других или сжимает. Важно, что отсутствие звука присутствует в восприятии, то есть мозг слушает тишину. Правда, как пишут некоторые специалисты, есть одно «но»: в момент тишины человек не обязательно слушает тишину, как она есть; у него в голове могут зазвучать какие-то мелодии, слова, шумы и т.д. И здесь нужны дополнительные нейробиологические эксперименты, чтобы понять, что именно происходит с анализом акустических сигналов, когда до мозга перестают доходить звуки.
Нельзя сказать, что это отвлечённые проблемы — в повседневной жизни люди постоянно действуют с учётом не только того, что есть вокруг, но и с учётом того, чего нет. Например, для родителей молчание ребёнка в соседней комнате столь же информативно, как и его плач. Очевидно, что психические процедуры, связанные с отсутствием чего-либо, сильно влияют и на внимание, и на обучение, и на другие высшие когнитивные процессы. Кстати, как пишут учёные, было бы интересно провести такое же исследование для зрительного восприятия. Только для зрения невозможно организовать полную «тишину» (если только не закрывать глаза), поэтому для зрительных опытов, скорее всего, придётся ограничиться присутствием и отсутствием отдельных предметов — к примеру, автомобилей, животных, домов и т. д.
Научная статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает журнал «Наука и жизнь».
22.11 13:00 +4° | 22.11 16:00 +6° | 22.11 19:00 +7° | 22.11 22:00 +7° | 23.11 1:00 +7° | 23.11 4:00 +7° |