Своевременная и точная информация об адресах и времени возможного ухудшения сцепления шин с дорожным покрытием и рекомендации по оптимальным срокам начала работ по профилактике гололёда позволяют дорожно-эксплуатационным службам изменить организацию проведения работ по содержанию трасс, перейдя от принципа «ликвидация последствий события» (скользкость, заносы, большое количество снежной шуги и воды на покрытии) к принципу «предупреждение события» (проведение предупреждающих мероприятий). Это сокращает расход материалов.
Например, нормы расхода противогололёдных материалов для ликвидации уже образовавшегося гололёда составляют 30–50 г/м2 реагента, а предварительная обработка, не позволяющая снежной массе прилипнуть к покрытию и предупреждающая образование гололёда, требует 5–15 г/м2 . Кроме того, расход материалов сокращается за счёт знания точных адресов проблемных участков и времени возникновения проблемы.
К тому же за счёт чёткого планирования работ, более эффективного использования дорожных машин и ликвидации так называемых «дежурных» ожиданий техники и людей, привлекаемых для ликвидации внезапно возникших осложнений, можно получить значительный экономический эффект.
Уменьшение времени наличия гололёда на проезжей части, а во многих случаях и полное его отсутствие даёт ощутимые преимущества автомобильному транспорту, так как способствует повышению уровня безопасности и увеличению средней скорости движения, сокращению сроков доставки грузов и нахождения пассажиров в пути.
Значительно повышается уровень социальной значимости дорожной метеорологии. Наличие информации о дорожных условиях в режиме онлайн и их прогнозируемых изменениях на перспективу от 4 до 72 часов позволяет пользователям автомобильных дорог корректировать сроки поездок и перевозок, маршруты движения, скоростные режимы, выбирать более безопасные условия движения. Используется эта информация и при разборе обстоятельств ДТП, так как архивные данные позволяют установить фактические дорожные условия в момент происшествия. Необходимые сведения могут быть почерпнуты из многих источников: различных интернет-ресурсов, СМИ (телевидение, радио, периодические печатные издания), срочных извещений и штормовых предупреждений АСМО дорожной отрасли, они отражаются на дорожных знаках и табло со сменной информацией. Анализ использования этой информации пользователями дорог, представителями других заинтересованных организаций и предприятий показывает постоянно растущую заинтересованность в получении текущих прогнозных материалов дорожной метеорологии.
Эксплуатация в течение нескольких лет систем метеорологического обеспечения на ряде федеральных дорог таких как «Россия», «Каспий», «Холмогоры», «Балтия», «Кола» показала их высокую экономическую и социальную эффективность. Точность прогнозов систем дорожного метеообеспечения составляет: по времени образования скользкости – 78–82%, по адресам образования – 81–85%. Достигается снижение прямых затрат на зимнее содержание дорог за счёт уменьшения расхода противогололёдных и горюче-смазочных материалов на 10–25%, за счёт более эффективного использования техники и рабочей силы – на 10–15%. Общехозяйственный эффект за счёт снижения количества ДТП и пострадавших в них, увеличения средней скорости движения и сокращения сроков доставки грузов оценивается в 15–20 млн рублей в год на 100 км дороги.
Как сообщает компания «Минимакс−94», в каждом регионе, на каждой автомобильной дороге есть свои, влияющие на эффективность в ту или иную сторону, факторы. В их числе стоимость противогололёдных материалов, местоположение баз их загрузки, состояние парка дорожных машин, интенсивность и плотность движения на обслуживаемых дорогах и т. д. Но при усреднённых расчётах прослеживается явная тенденция положительного влияния дорожной метеорологии на экономику дорожных работ.
13.09 19:00 +26° | 13.09 22:00 +22° | 14.09 1:00 +20° | 14.09 4:00 +18° | 14.09 7:00 +18° | 14.09 10:00 +26° |