Факт известный – учёные и инженеры черпают своё <#LINK href="http://www.meteovesti.ru/news/63651634504-podskazki-prirody-gidrolokator-izobreli-delfiny " text="вдохновение в природе">. Сегодня они обратили внимание на кожу акулы, которая могла бы улучшить аэродинамические характеристики беспилотников, самолётов, ветряных турбин. Благодаря телу торпедообразной формы и кожному покрытию акулы являются одними из самых быстрых морских пловцов. Кожа акул покрыта тысячами мелких чешуек. Чешуйки представляют собой ромбические пластинки, которые заканчиваются шипом, выступающим из кожи наружу. По строению и прочности чешуя близка к зубам, поэтому её ещё называют кожными зубчиками. Сочетание формы, расположения и состава кожных зубчиков играет важную роль в обтекаемости тела животного. К примеру, ярко выраженные рельефные выступы на зубчиках у белой акулы создают гидродинамический эффект, сравнимый с аэродинамическим эффектом, который наблюдается при движении мячика для гольфа. Наличие мельчайших выступов и впадинок в результате заметно уменьшает турбулентность. По расчётам учёных, кожа самых быстрых видов снижает сопротивление воды в среднем на 8-12%. За счёт уменьшения сопротивления акула-мако, взъерошивая чешую, развивает скорость до 80 км/ч. Кроме того, гидродинамические свойства зубчиков дают ещё один весьма полезный охотнику эффект — бесшумность. Учёные из Гарвардского университета в сотрудничестве с коллегами из Университета Южной Каролины, зная о столь замечательных способностях акул, решили на их строении разработать новую конструкцию летательных аппаратов. Поскольку о свойствах чешуек, позволяющих снизить сопротивление, уже было известно, то в этот раз исследователи решили изучить эту структуру с другой точки зрения – могут ли эти формы увеличивать подъёмную силу? И они вновь вернулись к всестороннему анализу чешуек реактивной акулы-мако. Применив микрокомпьютерную томографию, учёные сконструировали модель кожных зубчиков в трёхмерном пространстве, а затем при помощи 3D-принтера напечатали полученные формы на поверхности крыла с изогнутым поперечным сечением (аэродинамическим профилем).Специалисты, протестировав 20 разных профилей, обнаружили, что в дополнение к уменьшению сопротивления, кожные зубчики действуют как мощный вихревой генератор, увеличивая подъемную силу аппарата. Назначение генератора – изменение потока воздуха над поверхностью движущегося объекта, чтобы делать его более аэродинамическим. В процессе экспериментов выяснилось, что аэродинамические свойства можно улучшить на 323% (!) по сравнению с крылом традиционной конструкции. <#LINK href="http://rsif.royalsocietypublishing.org/content/15/139/20170828" text="Учёные надеются, что их результаты"> открывают новые возможности для улучшения аэродинамических схем.