Авиаперевозки стали единственным крупным источником парниковых выбросов, которые были исключены из Парижского соглашения по климату, принятого в 2015 году. Хотя, по оценкам экспертных организаций, только с 1990 по 2010 год количество авиарейсов по всему миру увеличилось примерно в 2 раза, соответственно, не мог не отмечаться и рост выбросов. В последние месяцы 2022 года, несмотря на сокращение числа авиаперелётов, значительно выросли парниковые эмиссии; причина – изменение маршрутов. Анализ ситуации был сделан Рослесинфоргом.
Рослесинфорг исследовал, как повлияла смена траекторий и увеличение времени полётов самолетов на окружающую среду. Из-за попавших под санкции самолётов выбросы в атмосферу увеличились на 25%, поскольку длительность авиарейсов по всему миру увеличилась от 30 минут до 5 часов в зависимости от маршрутов. Около 400 рейсов, которые ежемесячно выполнялись над Россией, изменили теперь свои маршруты и увеличили время полёта, не говоря уже о российских рейсах, летавших через страны Евросоюза. Если российское воздушное пространство будет оставаться закрытым долгое время, то, как настаивает Рослесинфорг, лесовосстановление необходимо увеличить в разы.
Как уточнили в ведомстве, на авиаперевозчиков приходится 4% от общего количества выбросов всеми видами транспорта. При этом сокращение количества перелетов над Россией не может привести к сокращению количества выбросов и улучшению экологической ситуации. Углекислый газ постепенно распределяется по поверхности планеты. Сокращение полётов в одной части планеты, но увеличение объёмов полётов в другой одинаково повлияет на климатическую ситуацию в целом. Тем более, что средняя длительность пребывания СО2 в атмосфере составляет примерно 2 года.
Каждый сожжённый литр авиационного топлива выдает более 2,5 кг выбросов двуокиси углерода (CО2). За час полёта сгорает 3 000 литров топлива. То есть, каждый дополнительный час полёта увеличивает выброс CО2 на 7,5 тонн. А это значит, что для нейтрализации дополнительных объемов выбросов необходимо увеличивать источники его поглощения. Отдельные страны ранее уже приняли ряд мер для сокращения количества и протяженности полётов, но в новых реалиях все эти меры могут сойти на нет. Если представить, что каждый из этих полётов стал длиннее хотя бы на час, то в среднем количество выбросов одного полёта протяженностью 5 часов увеличится на 25% в год, или на 2 700 тонн.
Как подчеркнули в Рослесинфорге, леса по-прежнему являются лучшим природным поглотителем СО2, поэтому они приобрели и сохраняют сегодня особую важность при выполнении условий Парижского соглашения по климату.
24.11 1:00 +4° | 24.11 4:00 +4° | 24.11 7:00 +4° | 24.11 10:00 +6° | 24.11 13:00 +10° | 24.11 16:00 +11° |