Последние новости

745 мм рт. ст.
06:33
18:07
самолёт-шпион
Грозы – природные ядерные реакторы!
5 октября 2024 | 07:34 Центр ФОБОС

Учёные выяснили, что грозы, особенно сильные, непрерывно испускают гамма-лучи, которые невозможно обнаружить невооруженным глазом, об этом говорится в двух исследованиях, опубликованных в среду, что опровергает прежние представления и потенциально указывает на ключ к разгадке тайны возникновения молний. Несмотря на то, что 40000 гроз ежедневно вызывают более восьми миллионов ударов молний над нашими головами, они «остаются малоизученными», заявили исследователи в новом исследования, опубликованном в журнале Nature.

Обычно, когда люди думают о гамма-лучах – вспышках невероятно высокоэнергетической формы света, – они считают, что гамма-лучи вызываются, например, солнечными вспышками, взрывающимися звездами или чёрными дырами. Однако в 1990-х годах спутники НАСА, отслеживающие частицы высокой энергии из таких космических источников, обнаружили гамма-лучи, исходящие с Земли. До этого считалось, что ничто на нашей планете не способно генерировать гамма-лучи, кроме ядерных реакторов.

С тех пор внутри гроз наблюдались два различных типа гамма-лучей, оба из которых невидимы невооруженным глазом. Гамма-всплески, которые могут длиться несколько минут на территории шириной примерно в 20 километров, а также более мощные «вспышки» длятся менее миллисекунды.

Как сообщает France 24, чтобы узнать больше о том, что происходит внутри гроз, международная команда исследователей использовала самолёт NASA ER−2 – научный самолет, основанный на американском самолёте-разведчике U−2, который может летать более чем в два раза выше коммерческого авиалайнера, паря далеко над грозовыми облаками.

В течение месяца в 2023 году он совершил несколько десятков полётов над активными штормами, и получил доказательства того, что гамма-излучение встречается гораздо чаще, чем считалось ранее.

Грозовые штормы почти непрерывно генерировали гамма-излучение в течение нескольких часов на площади в тысячи квадратных километров, и все они были тесно связаны с наиболее интенсивными участками шторма.

Второе исследование показало, что гамма-излучение может усиливаться, превращаясь в так называемые «мерцающие» гамма-вспышки. Это может быть неуловимым «недостающим звеном» между свечением и вспышками. Эти наблюдения стирают грань между этими двумя типами излучения, предполагая, что гамма-излучение часто превращается в интенсивные импульсы. Также данные второго исследования показали, что за этими интенсивными гамма-излучениями часто следуют молнии, что позволяет предположить, что они могут играть определенную роль в возникновении молний.

Остаётся открытым один вопрос: коль в грозовом облаке есть гамма-излучение, которое, как известно, в зависимости от дозы и продолжительности может вызвать лучевую болезнь, то не следует ли нам теперь, вместе с озоновой дырой и глобальным потеплением опасаться ещё и радиоактивных дождей или всё же их мощность не так сильно превышает энергию естественного радиоактивного фона?