Последние новости

742 мм рт. ст.
06:54
17:38
Лосось
Лососи могут переносить опасные загрязняющие вещества
19 декабря 2022 | 14:24 Центр ФОБОС

Исследователи установили, что тихоокеанский лосось может накапливать в своём организме опасные вещества и затем переносить их на сушу: во время нереста рыба приходит в реку, умирает и становится пищей для наземных животных. Таким образом, она выступает биологическим коридором для вредных веществ из океана в леса и тундру и живого мира, обитающего там; становится транспортной артерией по доставке опасных веществ в организм человека. Открытие принадлежит Передовой инженерной школе Дальневосточного федерального университета (ПИШ ДВФУ). Исследование проводили в течение 10 лет, результаты опубликовали в престижном научном журнале Elsevier, сообщается на официальном сайте ПИШ ДВФУ.

Во время нагула в океане и особенно перед нерестовой миграцией лососи накапливают запасы липидов как для энергии, так и для обеспечения развития половых клеток во время миграции. Но вместе с липидами в организме рыб также накапливаются различные стойкие органические загрязнители (СОЗ), в том числе хлорорганические пестициды (ХОП) и полихлорированные бифенилы (ПХБ), поступающие из морской среды. СОЗ могут накапливаться до высоких уровней в органах рыб и оказывать негативные биологические эффекты, нарушая основные метаболические процессы, что как раз и снижает репродуктивный успех.

Многие люди полагают, что опасные вещества, однажды попав в морские экосистемы, остаются там навсегда: будто море является конечной остановкой токсикантов. Однако мигрирующие рыбы могут выступать переносчиком, обеспечивающим биотранспорт органических загрязнителей из морских экосистем на наземную. И исследование лососей указало на эту тревожную тенденцию.

Ещё ученые отмечают, часть лососей нагуливается недалеко от Большого тихоокеанского мусорного пятна (также известного как Тихоокеанский мусорный вихрь): его размеры поражают и ужасают – 1,6 млн км², что примерно равно трём территориям современной Франции. На этой территории находится до сотен тонн пластикового мусора и других твердых отходов, принесенных течениями. Именно там лососи «напитываются» опасными веществами.

Также в исследовании эксперты выделили два основных вектора переноса загрязняющих веществ: воздушный и биологический транспорт. Последний позволяет транспортировать на большие расстояния химически неустойчивые соединения, а также нелетучие соединения, которые могут испаряться только при очень высоких температурах. Они легко накапливаются в органах и тканях рыб. Ежегодное поступление СОЗ на нерестилища и неуклонный рост их концентрации на локальных территориях потенциально представляет экологический риск для отдельных популяций.