Аэрофобией, боязнью полётов, страдает примерно четверть пассажиров. По мнению психологов, кроме высоты и замкнутого пространства турбулентность также провоцирует у них стресс. Естественно, самолёт тоже переживает стресс, но технический. Зоны турбулентности возникают вблизи мощных кучево-дождевых облаков, которые, в общем-то, можно обойти; гораздо опаснее турбулентность ясного неба – она визуально не определяется.
Турбулентность – явление, при котором в потоке воздуха появляются самопроизвольные волны, вызывающие «ныряния» крылатой машины, тряску в салоне, а иногда и воздушные катастрофы. Глобальное потепление ведёт к увеличению случаев её образования. Проблема турбулентности хотя и рассматривается в десятках тысяч научных статей, но окончательно не решена на сегодняшний день.
В свете данной проблемы в Санкт-Петербургском государственном университете предложили оригинальную технологию. Учёные разработали управляемые механизмы для крыльев самолётов – «перья», позволяющие подстроиться под ветер. «Перьями» назвали механизмы с датчиками давления, которые могут приподниматься и поворачиваться с помощью электромоторчика и в итоге компенсировать турбулентность. Для управления системой «перьев» не требуется центрального компьютера, а сами устройства связаны в сеть и подстраиваются друг под друга. Каждое маленькое «пёрышко» подстраивается под соседние: если давление атмосферы на них чуть выше, оно себя чуть приподнимает, если ниже – чуть-чуть опускает, и получается так, что на всех элементах крыла происходят связанные процессы и техника подстраивается под любой поток ветра.
В рамках проекта, осуществляемого при поддержке Российского научного фонда (РНФ), учёные уже испытали на беспилотном летательном аппарате с размахом крыла в 2 метра рабочий прототип системы «перьев» и готовят следующий, более совершенный вариант разработки. В университете также обратились в Роспатент для регистрации устройства в российском правовом поле. По завершении всех юридических процедур и фаз испытаний начнётся производство по индивидуальным заказам. В дальнейшем «перья» для борьбы с турбулентностью будут предложены производителям авиационной техники; также разработку планируется адаптировать для применения на подводной технике, сообщает РНФ.
Как чётко отметили учёные, в природе нет ничего лишнего: если птицы летают в воздухе с перьями, а не лысые, значит это более выгодно с точки зрения аэродинамики.
12.11 13:00 +12° | 12.11 16:00 +12° | 12.11 19:00 +9° | 12.11 22:00 +7° | 13.11 1:00 +6° | 13.11 4:00 +5° |