Турбулентность ясного неба – явление опасное. Именно от этого вида турбулентности весной <#LINK href="http://www.meteovesti.ru/news/63629320305-opasnaya-turbulentnost-yasnogo-neba" text="пострадали пассажиры рейса компании «Аэрофлот»">, следовавшие по маршруту Москва-Бангкок. Исследования в данной области нужны и актуальны. Именно к этой теме обратились ученые Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения РАН. На сегодня учёные предложили новый метод, с помощью которого на расстоянии можно оценить интенсивность турбулентности в атмосфере, а значит, есть возможность обойти опасную зону. Метод основан на использовании ветрового лидара, размещенного на борту самолёта. Лидар посылает лазерный луч в атмосферу. Сигнал рассеивается в ней, а затем регистрируется приёмником. Характеристики сигнала расскажут о состоянии воздуха за бортом. Если обычный радар определяет местоположение и скорость крупных объектов (к примеру, грузовой транспорт), то для атмосферного лидара в качестве движущегося тела выступают аэрозоли. Специалисты работали с допплеровским ветровым лидаром. Он определяет скорость движущегося объекта по сдвигу частоты рассеянного лазерного излучения. Однако лидар способен оценивать не только скорость ветра, но и интенсивность хаотического перемешивания аэрозольных частиц в воздухе. Именно турбулентность вызывает это перемешивание, и лидар может оценить, насколько велика ее мощность.Тестирование лидара проводилось в районе Листвянки (западный Байкал). Рельеф местности здесь обуславливает уникальный местный микроклимат. Так, в жаркий полдень можно наблюдать погодные условия, аналогичные тем, что возникают на высотах полёта самолёта, при которых возможно формирование турбулентности ясного неба. Тесты показали, что прибор способен обнаружить ключевые параметры турбулентных ветровых полей.Теперь в ближайшей перспективе у учёных следующий этап – создание экспериментального образца «турбулентного» лидара, не имеющего аналога в мире. Кроме того, проект и его полученные результаты имеют научную значимость. Она заключается в том, что получены новые данные о пространственной неоднородности температурной турбулентности в пограничном слое атмосферы, что в целом важно для понимания её общей картины.