На первом национальном семинаре, прошедшем в Дели (Индия) и посвящённом человеческому фактору в авиационных происшествиях, привели печальную статистику. Уже известный факт: до 80% причин всех авиакатастроф в мире – человеческий фактор. Это не только ошибки пилотов: ошибаются диспетчеры, техники при обслуживании самолёта, заправщики топлива и т.д. Однако настораживают свежие данные. Согласно проверке Генерального управления гражданской авиации Индии (DGCA), за последнее время число авиационных инцидентов по вине человека увеличилось на 10%. Примечательно, что количество воздушных ЧП в мире сократилось.
Так, из 91 авиакатастрофы, расследованных Бюро расследований авиационных происшествий и инцидентов (AAIB), значительное их количество можно объяснить несоблюдением стандартных операционных процедур. По мнению министра авиации Индии, в программы подготовки авиационных специалистов, особенно пилотов и авиадиспетчеров, необходимо интегрировать передовые психологические исследования. Предлагается использовать искусственный интеллект, машинное обучение и аналитику данных в сочетании с психологическими исследованиями, чтобы помочь оптимизировать поведение и работу пилотов. Также необходимо разработать надёжные программы борьбы со стрессом.
Однако эксперты подчёркивают: никогда не бывает авиакатастрофы по одной причине. Обычно существует не один, а несколько факторов: одни из них признаются причинными, или основными, другие – сопутствующими, или способствующими. Гендиректор МКАА «Безопасность полётов» Сергей Мельниченко выделил следующую классификацию, сообщает «Российская газета».
Первая – человеческие факторы, или ошибка персонала. Наиболее часто встречающаяся причина (75–80% происшествий и инцидентов). Человеческие факторы включают в себя ошибки, вызванные добровольными действиями или бездействием. Вторая – неисправность или отказ конструкций, двигателей или других систем воздушного судна. Причинные факторы, связанные с самолётами, двигателями и системами, включая недостатки в конструкции, производстве, обслуживании или эксплуатации самолета или его систем. Третья – неадекватное техническое обслуживание (ТО). Четвёртая – ошибки в управлении воздушным движением. Причинные факторы включают в себя недостатки метеорологической информации, правил и системы управления воздушным движением (навигационные средства, директивы управления воздушным движением, а также оборудование аэропорта, взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки). Пятая причина – опасная окружающая среда. Эти причинные факторы включают опасную погоду, вулканический пепел, беспилотники, песок, пыль и птиц.
«Для понимания всех причин необходимо тщательно изучить комбинации факторов и их причинно-следственные связи, – подчёркивает эксперт. – Основная цель расследований – избежать возможного повторения аналогичных трагических и опасных ситуаций в будущем».
07.11 1:00 +14° | 07.11 4:00 +12° | 07.11 7:00 +11° | 07.11 10:00 +13° | 07.11 13:00 +17° | 07.11 16:00 +18° |