В научных публикациях и на полях климатических форумов всё чаще высказывают мысль о том, что достичь целей, обозначенных в Парижском соглашении — ограничить потепление до 1,5° по сравнению с доиндустриальным уровнем — вряд ли получится, если бороться только с выбросами СО2. А для быстрого результата, подчёркивают специалисты, нужно сосредоточиться именно на метане. С новой концепцией климатической повестки читателей знакомит информационное агентство РИА Новости.
Метан (СН4) — третий по значимости парниковый газ в атмосфере Земли после водяного пара и двуокиси углерода (СО2). Его вклад в глобальное потепление — 5–10%, однако парниковая активность в 25–30 раз больше, чем у углекислого газа, а темпы роста концентраций — в 3–4 раза выше. Кроме того, у него очень короткий жизненный цикл в атмосфере — 10–12 лет. Это означает, что эффект от сокращения выбросов метана проявится практически сразу, а не через сотни лет, как в случае с СО2.
В специальном отчёте 2019 года Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) особо отметила: для достижения поставленных целей необходимо существенно сократить выбросы метана до 2030 года. В октябре прошлого года на саммите G20, который проходил непосредственно перед CОР26, анонсировали создание Международной обсерватории выбросов метана (IMEO). Инициатором проекта выступила Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) при поддержке Европейской комиссии.
На климатическом форуме COP27 IMEO представила отчёт, в котором отмечается, что метан напрямую влияет на климатическую систему, а также оказывает косвенное воздействие на здоровье человека и экосистемы, в частности, благодаря своей роли предшественника тропосферного озона — опасного загрязнителя воздуха. Авторы отчёта ссылаются на оценку коалиции «Климат и чистый воздух» (CCAC) ЮНЕП, согласно которой в течение первых 20 лет после выброса в атмосферу парниковый потенциал метана в 80 раз выше, чем углекислого газа, и именно на борьбу с ним надо направить основные усилия.
По расчетам экспертов CCAC, чтобы достичь поставленных в Париже целей, к 2030-му необходимо сократить выбросы метана на 40–45%. Проблема в том, что нет глобальной системы мониторинга выбросов метана,и по большому счёту неизвестно, где они происходят и в каком объёме.
В этом году на СОР27 объявили о старте работы глобальной Системы оповещения и реагирования на выбросы метана (MARS). Её задача — собирать и обрабатывать данные спутниковых наблюдений и сообщать о крупных источниках метана правительствам, компаниям и другим заинтересованным сторонам для ускоренного принятия мер. Предполагается, что MARS будет использовать картографические спутники для выявления шлейфов и аномалий метана и связывать эти события с конкретными источниками. Вся информация поступит в ЮНЕП, в функции которой входит информирование чиновников и бизнеса, а также — оценка эффективности принятых мер. Система начнёт с наблюдений за объектами энергетического сектора, а затем её постепенно распространят на угольную отрасль, переработку отходов и сельское хозяйство.
В июне 2022 года Международное энергетическое агентство (IEA) анонсировало Глобальный энергетический план по метану, который выработали Соединенные Штаты, Европейский союз, Аргентина, Канада, Дания, Египет, Германия, Италия, Япония, Мексика, Нигерия, Норвегия и Оман. Его основная цель — стимулировать сокращение выбросов метана в нефтегазовой отрасли и к 2030-му полностью прекратить факельное сжигание газа.
22.12 13:00 -2° | 22.12 16:00 -1° | 22.12 19:00 -2° | 22.12 22:00 -3° | 23.12 1:00 -3° | 23.12 4:00 -3° |