Для повышения качества прогноза погоды и ледовой обстановки на Северном морском пути (СМП) нужно построить и запустить в космос в 2029–2030 годах семь новых спутников общей стоимостью в 44,2 миллиарда рублей, что должно помочь организовать круглогодичную навигации в Арктике. Об этом говорится в материалах Минприроды, которые глава ведомства направил в правительство. Материалы использовались для подготовки заседания госкомиссии по вопросам развития Арктики, состоявшегося 23 июня под председательством вице-премьера Юрия Трутнева. О необходимости увеличить число спутников говорится в проекте плана мероприятий по повышению качества прогноза ледовой обстановки, который был разработан Минприроды совместно с «Росатомом», «Роскосмосом», Минтрансом и другими профильными ведомствами, сообщает пресс-служба Минприроды.
Разрабатываемый план – часть работы по обеспечению круглогодичной навигации по Северному морскому пути, в которую входит создание спутниковой группировки, а также сети автоматических пунктов наблюдений. Заявлено о необходимости обеспечения бесперебойной одновременной работы до 40 наземных автоматических пунктов наблюдений в удаленных точках западной (14 пунктов) и восточной (26 пунктов) Арктики. Для обеспечения информацией в полном объеме в акватории СМП, планировалось запустить в космос четыре спутника. Но при формировании бюджета в 2016–2021 годах финансирование было выделено только на два таких аппарата, из которых в феврале 2021-го был запущен первый – гидрометеорологический космический аппарат «Арктика-М» производства «НПО Лавочкина» (второй планируется к запуску в 2023 году). Создаваемая орбитальная группировка в составе двух спутников «Арктика-М» обеспечит гидрометеорологический мониторинг в акватории СМП до 2026 года.
Для того чтобы решать задачи мониторинга в дальнейшем нужно ещё 7 спутников: четыре спутника «Арктика-М» (стоимость их создания – 21,2 миллиардов рублей; срок запуска – 2029–2030 годы), 2 космических аппарата «Кондор-ФКА» (разработчик – ВПК «НПО машиностроения»), а также спутник «Обзор-Р» (РКЦ «Прогресс»). Совокупная стоимость трёх последних – 23 миллиарда рублей, эти аппараты нужны для обеспечения ледового прогнозирования с требуемыми характеристиками в акватории СМП на период 2027–2034 годов. Сейчас на заводах производятся два аналогичных спутника «Кондор-ФКА» и один «Обзор-Р». Их запуск планируется в 2022–2023 годах. Но они обеспечат ледовое прогнозирование на СМП до 2027 года, следует из материалов Минприроды.
Северный морской путь проходит от пролива Карские Ворота до мыса Дежнева вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Он соединяет европейские и дальневосточные порты, устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему.
В 2021 году объем грузоперевозок по этому маршруту составил около 34,9 миллионов тонн, их стоимость – 1,6 триллион рублей. За 6 месяцев 2022 года объём грузопотока может вырасти на 5–7% по сравнению с первым полугодием 2021-го. К 2024 году планируется создать инфраструктуру для увеличения грузопотока до 80 миллионов тонн. СМП должен взять на себя часть транспортной нагрузки на востоке, куда российские экспортеры были вынуждены перенаправить значительную часть своих товаров из-за западных санкций, введённых после начала спецоперации на Украине.
22.12 7:00 -4° | 22.12 10:00 -3° | 22.12 13:00 -1° | 22.12 16:00 -1° | 22.12 19:00 -2° | 22.12 22:00 -2° |