Неделю назад, в четверг, 28 января 2024 года, рейс 5116 авиакомпании China Airlines направляясь на восток через Тихий океан, разогнался до скорости 1329 км/ч, потенциально побив неофициальный рекорд по скорости рейсового пассажирского самолёта. Регулярный рейс, вылетевший из Тайбэя, приземлился в Лос-Анджелесе более чем на час раньше из-за исключительно сильного попутного ветра. Рейс 5116 авиакомпании China Airlines пролетел 11595 км всего за 10 часов 18 минут, что соответствует средней скорости 1127 км/ч! Это, включая взлёт, посадку и всё более медленные моменты путешествия. Дело в том, что в атмосфере над Тихим океаном в тот день наблюдалось мощнейшее струйное течение – сильный воздушный поток в верхней тропосфере или нижней стратосфере, скорость ветра в котором достигала 402 км/ч.
Официальных рекордов скорости пассажирских полётов не ведётся, но в недавней статье в Simple Flying говорилось, что Boeing 747 авиакомпании British Air, летевший недалеко от Гренландии, в феврале 2020 года достиг скорости 1328 км/ч, что до этого случая и являлось неофициальным рекордом.
Другие рейсы в то время также получили существенную прибавку к скорости. Например, рейс 6 авиакомпании China Airlines, летевший по тому же маршруту, что и рейс 5116, но уже в пятницу, достиг скорости 1323 км/ч.
Как сообщает The Washington Post, струйное течение в атмосфере даже позволило этим самолётам превысить скорость звука (1234 км/ч). Однако на самом деле самолёты не преодолевали звуковой барьер, так как несмотря на то что их скорость относительно Земли превышала скорость звука, в окружающем воздухе они двигались со своей обычной крейсерской скоростью, которая заметно ниже.
Что сделало струйное течение таким быстрым? Обычно у него есть гребни и впадины, которые ограничивают его скорость. Представьте себе перегнутый шланг – даже если по нему течёт вода, она замедляется, пока вы не растянете его прямо. Тогда жидкость течёт по шлангу быстрее. Здесь та же ситуация. Кроме того, струйные потоки подпитываются температурными контрастами. Поскольку тропическая часть Тихого океана теплее, чем обычно из-за явления Эль-Ниньо, существует более сильная разница температур между южной и северной частями океана в Северном полушарии, что усиливает струйное течение между ними.
Эти же струйные течения увеличивают и скорость перемещая штормовых циклонов, что спешат из Атлантики в Европу.
30.11 13:00 -1° | 30.11 16:00 0° | 30.11 19:00 -1° | 30.11 22:00 -2° | 01.12 1:00 -2° | 01.12 4:00 -2° |