Последние новости

Природа

ПогодаСейчас в Колумбусе:
Сейчас в Колумбусе
пасмурно с просветами, дождь, возможна гроза
По ощущению +17°
734 мм рт. ст.
05:05
20:05
золотарник высокий
Учёные нашли растение, предупреждающее соседей об опасности
18 июня 2024 | 13:30 Центр ФОБОС

Даже без центральной нервной системы некоторые живые организмы могут вести себя довольно осознанно. Растения редко воспринимаются как разумные существа и, возможно, зря. Недавно исследователи из Корнеллского университета выяснили, что поведение некоторых растений может напоминать подобие интеллекта.

Некоторые представители флоры могут действовать и реагировать на окружающую среду, используя своего рода память в сочетании со способностью принимать решения. Яркий пример – похожий на сорняк цветок золотарник высокий (Solidago altissima). Учёные доказали, что он может «слышать крики» своих соседей, когда их поедают насекомые. Когда личинки жуков-листоедов начинают объедать листья золотарника, растения выделяют летучие органические соединения. Так золотарник сигнализирует о своём повреждении. Кроме того, растение начинает иначе отражать свет от своих листьев, что обнаруживается его «собратьями» на расстоянии, пишет Science Alert.

И свет, и распространяющиеся химические вещества, по-видимому, служат отдалёнными предупреждениями о надвигающейся опасности для других золотарников, находящихся поблизости. Только они могут понять код, заложенный в летучих органических соединениях. Удивительно, но предупреждения на самом деле помогают соседям, которые готовятся отражать отпор: те растут быстрее, вырабатывают защитные соединения для борьбы с насекомыми. Процесс можно сравнить с работой иммунной системы у животных.

Как рассказывает телеканал «Моя планета», возможно, у золотарника и нет нервов, передающих электрические сигналы, но его клетки объединены в системы, работающие с помощью химических сигналов. Это позволяет сети растений развиваться и реагировать как единое целое даже без центральной нервной системы. Подобное поведение наблюдается и у табака. По мнению экологов, оно подпадает под общую концепцию интеллекта – достижение целей, таких как выживание в разнообразных условиях окружающей среды.