Международная организация гражданской авиации запретила провозить в самолетах литий-ионные аккумуляторы. Как же быть тем, кто берет с собой в полет ноутбуки, смартфоны и планшеты? И почему батареи, вообще, загораются и даже взрываются в воздухе? Сразу уточним – запрет касается только перевозок больших партий литий-ионных батарей в грузовых отсеках пассажирских самолетов. На планшеты и ноутбуки он не распространяется. Поскольку литиевые батареи обеспечивают довольно высокую мощность, в них содержится значительный электрический заряд. Химический состав таких аккумуляторов потенциально огнеопасен. По данным Associated Press, с 2006 года из-за возгорания аккумуляторов были уничтожены три грузовых самолета и погибли четыре пилота.Всё дело в том, что в таких аккумуляторах используется литий, а это щелочной металл. Пусть не самый активный из этой группы, но при определенных условиях, взаимодействуя с атомами кислорода, литий воспламеняется. Это возможно в двух случаях. Например, нагрев до 200°. В грузовом отсеке самолёта такие условия сами по себе возникнуть не могут – температура там отрицательная, как и за бортом. Более вероятно механическое повреждение. Это может спровоцировать замыкание контактов, что, в свою очередь, приведет к внезапному нагреву электролита и воспламенению.Это подтверждает и эксперимент Федерального управления гражданской авиации США. Самовозгорание даже одной батареи, если вокруг нее хранятся десятки других аккумуляторов, приводит к мощному взрыву. Бортовая система пожаротушения не сможет потушить возгорание. Температура пламени при горении лития достигает 600 градусов, а этого хватит, чтобы расплавить алюминиевый корпус самолета. По сравнению с другими аккумуляторами, литий-ионные – более чувствительны к механическим повреждениям и к воздействию высоких температур. Но есть и другие причины, которые могут заставить батареи воспламениться, например, производственный дефект. В этом случае механизм возгорания такой же, как при механическом повреждении. И избыточный заряд – это тоже может стать причиной перегрева. Согласно новым правилам, перевозить грузы литиевых аккумуляторов можно только в том случае, если уровень заряда в каждом из них не превышает 30%. Запрет на перевозку вступает в силу с 1 апреля и будет действовать до тех пор, пока не разработают безопасные контейнеры для транспортировки литий-ионных батарей. За транспортировку личного телефона или ноутбука с литиевым аккумулятором внутри по-прежнему отвечает хозяин. Никакие ограничения на простых пассажиров не распространяются.