В народе христианский праздник Преображение Господне называют Вторым Спасом (чаще именуют Яблочным) или «Спасом на горе». Название происходит от горы Фавор, где совершилось Преображение Христово.19 августа созревшие плоды (на Руси – это яблоки, горох, картофель, огурцы, репа, брюква) несли в церковь для освящения. Данный обычай имеет древнее происхождение. В Греции к этому времени поспевали пшеница и виноград, их приносили для благословения в знак благодарности за получение урожая для пропитания человека. На Руси тогда винограда не было, и его заменили другими фруктами и овощами, основным из которых стали яблоки. И, конечно, как и в Древней Греции, обязательно для благословления несли пшеничные или ржаные колосья.После освящения и благословения разрешалось вкусить плоды. Обычно до Второго Спаса в деревнях на Руси ничего не ели из нового урожая, кроме огурцов: «Второй Спас яблочком разговляется»; «Пришел Спас — оскомину принёс (от зелёных яблок)».Яблоки, освященные в день Преображения Господня, назывались спасовскими. При разговлении ими у молодежи был обычай загадывать о судьбе. Считалось, что желание, задуманное в момент, когда проглатывался первый кусок яблока, должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»Спасовскими яблоками угощали в день Преображения нищих и больных ( как и на <#LINK href="http://www.meteovesti.ru/news.n2?item=63606817518" text="Первый Спас"> – мёдом : «На Второй Спас и нищий яблочко съест». О людях, не исполнивших традиционный обряд, говорили: «А не дай-то Боже, с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного».Со Второго Спаса начинался средний − самый лучший по времени посев озимой ржи (ранний посев — от Первого Спаса до Второго; средний — от Второго Спаса до Успения Богородицы; поздний — от Успения Богородицы до дня Фрола и Лавра): «Сей озимь от Преображения до Фрола». И в народе примечали, что рожь, посеянная в эти дни, да ещё и при северном ветре, родится крепче и крупнее. Второй Спас, как и все знаковые дни, отмечался рядом примет о погоде и животном мире: «Со Спаса Преображения — погода преображается»; «После Второго Спаса дождь — хлебогной»; «Каков Второй Спас, таков и январь»; «Начинается отлет журавлей»; «В какой день Средний Спас, в таков — Покров» (14 октября).День Второго Спаса завершался обрядом «провожания заката». На деревне наблюдали за заходом солнца и сопровождали его прощальными песнями и плясками.