Города стоят в пробках. Кажется, как легко обвинить в этом непогоду, дороги, власти… И каждый, у кого есть машина, уверен, что знает ответы на извечные российские вопросы – кто виноват и что делать? Но не всё так просто. Подробный анализ, почему человечество только усугубляет проблему с пробками, дан в сентябрьском номере журнала «Вокруг света». Автор статьи обратилась за помощью к сильным экспертам – к учёным по математическому моделированию сложных систем и транспортных потоков и к аналитику сервиса «Яндекс. Пробки».Кто виноват? Дороги, точнее, их пропускная способность. Как частность: если прекрасное пятиполосное шоссе длиной в 1000 км в одном месте сужается до двух полос, его общая пропускная способность будет как у двухполосной дороги. И даже хуже: из-за того что машины тормозят, перестраиваясь из пяти рядов в два, итоговая пропускная способность окажется ниже. Далее в этом списке следуют сами пробки, структура города и поведение водителей.Что делать? Главный постулат транспортной науки – с пробками нужно бороться до того, как они появились. Проблемы загруженности дорог можно решать только комплексно, просчитывая при помощи сложных математических моделей долгосрочные эффекты всех вводимых мер. Кроме того, по мнению экспертов, не стоит постоянно удовлетворять растущий спрос на дороги, поскольку рано или поздно все свободное пространство в городе окажется застроенным магистралями, где круглосуточно стоят автомобили. Нужно ставить светофоры, делать платные дороги и менять мышление, социальные стереотипы.И вот несколько цифр: одна лишь Америка ежегодно теряет из-за пробок сумму, равную той, что ОАЭ собираются инвестировать в энергетику государства в течение последующих 33 лет.176 км – это рекорд по зарегистрированной длине на одной трассе. Пробка образовалась 16 февраля 1980 года на дороге от Лиона в Париж. Возвращение с горнолыжных курортов совпало с трудными погодными условиями.51 км/ч — средняя скорость движения авто в Москве в 2016 году. По сравнению с 2010 годом (45 км/ч) она выросла на 6 км/ч. За руль в столице ежедневно садятся 3,5 млн человек.104 часа в 2016 году простоял в пробке среднестатистический автомобилист Лос-Анджелеса. По данным INRIX, это самый высокий показатель в мире. На втором месте — Москва (91 час). Автомобиль сжигает в пробке 1,8 л/ч бензина. Следовательно, автомобилист в московских пробках ежегодно тратит 91×1,8 = 163,8 литра бензина.15,434 млн тонн углекислого газа ежегодно выбрасывается в атмосферу только в Великобритании, США, Франции и Германии автомобилями в пробках. К 2030 году показатель может вырасти до 17,959 млн тонн.