Российские физики создали новую методику защиты обшивки самолётов и кузовов машин от обледенения, научившись покрывать их поверхность особым узором при помощи лазера, говорится в статье, опубликованной в журнале ACS Nano. Листья многих растений можно считать примером идеальной водоотталкивающей поверхности, не подверженной загрязнению. Это свойство получило название «эффект лотоса». Благодаря микроскопическим бугоркам вода быстро стекает с листьев, унося частицы грязи. За последние годы физики предприняли несколько попыток создать краску или плёнку, которые работали бы таким же образом. К примеру, 2 года назад группа физиков из США и России смогла создать металлический аналог такой поверхности, обработав металл при помощи сверхкоротких импульсов лазера. Эта бомбардировка покрыла лист из бронзы, платины и других металлов особым узором ямок и бугорков, которые отталкивали воду и мешали каплям скапливаться на поверхности. Российские учёные задумались – можно ли применить подобную методику и для защиты металлических поверхностей от обледенения в условиях, приближённых к «боевым». Предыдущие эксперименты показывали, что многие типы подобных «лотосных» покрытий плохо реагируют на нагрузки и механический стресс, из-за чего инженеры не применяли их на практике. Экспериментируя со сплавами алюминия и магния, которые активно применяются при изготовлении кузовов автомобилей и деталей самолётов, учёные при помощи лазера покрывали их узорами, а затем обрабатывали химикатами и изучали водоотталкивающие и механические свойства. Через некоторое время им удалось создать новый тип гибридного покрытия, которое отталкивало лёд и воду и отличалось высокой прочностью. Достичь этого физики смогли за счёт того, что после обработки лазером на поверхности сплава формировались особо прочные формы окиси алюминия, а внутри самих ямок и бугров возникали многочисленные поры, которые могут вбирать молекулы химических покрытий, отталкивающих воду и защищающих металл от коррозии. Как показали дальнейшие опыты, эти же поры защищают металл от механических нагрузок и повреждений – при появлении микротрещин и царапин, они выделяют запасённые вещества и ликвидируют «дыры» в защите сплава ото льда и коррозии. Даже если погрузить подобный сплав в жидкий азот или несколько часов обрабатывать его абразивными материалами, он не потеряет своих свойств и будет по-прежнему отталкивать воду и не разрушится при нагрузках. «Выполненные нашей группой работы не только привели к созданию материалов с уникальными водоотталкивающими свойствами, но и позволили преодолеть многие классические недостатки алюминиевых сплавов, такие как эрозия под абразивными нагрузками, слабая стойкость к ударным тепловым нагрузкам, склонность к точечной коррозии и слабая химическая стойкость в агрессивных жидких и газообразных средах», — отмечают учёные.