До недавнего времени считалось, что неблагоприятная высота, на которой появляются метеорологические условия для обледенения самолета, это 3 км. Эксперты Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН впервые в мире установили факт обледенения воздушного судна на малых высотах.Специалисты в течение четырёх лет на базе аэропортов, расположенных в Томске и Новосибирске, наблюдали за полётами в разную погоду. Благодаря высокоточному специальному оборудованию они зафиксировали, что на корпусе самолёта может отложиться лёд на высотах ниже 1 км. Учёные заявили, что появление обледенения воздушного транспорта на малых высотах явилось результатом потепления климата, на которое накладываются его региональные особенности. В частности, потепление климата сказалось на том, что опустилась нижняя граница облаков. Соответственно, сдвинулись границы, где поверхность самолета соприкасается с воздушной массой, наполненной каплями переохлажденной воды, которая быстро переходит в лёд при соприкосновении с поверхностью. Обледенение обычно наблюдается в температурном диапазоне 0…+10°, а на Крайнем Севере зафиксированы случаи аномального обледенения при чрезвычайно низких температурах. И если учесть, что здесь нижняя граница облачности может понизиться до 500 м, то обледенение не исключено уже и на этой высоте.Для устранения обнаруженных проблем томские эксперты начали разрабатывать программно-аппаратный комплекс для сверхкраткосрочного прогноза обледенения судов, учитывающего региональные видоизменения климата. Пока самолёты перед полётом проходят обработку специальными реагентами. Но реагенты вредны для окружающей среды, они достаточно дорого стоят, на обработку тратится время, что порой сказывается на задержках и регулярности движения воздушного транспорта.Отметим, что интенсивное обледенение самолёта при вынужденном длительном полёте в переохлажденном дожде или в облаках с большой водностью реально опасно. Отложение льда на фюзеляже и оперении самолета нарушает его аэродинамические качества, так как происходит искажение обтекания поверхности самолёта воздушным потоком. Это лишает судно устойчивости полёта, снижает его управляемость. Лёд на входных отверстиях воздухозаборника двигателя уменьшает тягу последнего, а на приёмнике воздушного давления — искажает показания приборов воздушной скорости и т. д. Всё это опасно при несвоевременном включении антиобледенительных средств или при отказе последних. Из-за обледенения в 2015 году случилась жёсткая посадка вертолёта в Новосибирской области и крушение легкомоторного самолета в Нижнем Новгороде., катастрофа авиалайнера под Тюменью в апреле 2012 года, сообщает пресс-центр Томского научного центра СО РАН.