Гипотетическую связь погодных явлений и болезней предположил ещё Гиппократ на основе своих наблюдений. Достаточно широко эта связь отражена в народных приметах (разных народов) вроде «колени ломит – это к дождю» и т.п. Как сообщает сетевой портал Naked Science, в современной истории медицины первым случаем описания «метеозависимости» считается статья в Американском журнале медицинских наук 1887 года, где человек с фантомными болями в конечностях жаловался на них в большей степени при приближении бури, дождя, падении атмосферного давления.
Существует ли метеозависимость с современной точки зрения? Смотря что под ней понимать. Влияют ли погодные условия на протекание различных хронических болезней? Это безусловно. Люди с бронхиальной астмой могут «поймать» обострение, выйдя на морозный воздух, кардиопациентам бывает не по себе при резком потеплении и высокой влажности. Некоторые виды мигрени могут провоцироваться резкими перепадами давления. От жары обостряется отрубевидный лишай, а от холода – атопический дерматит. Отрицать эти вполне научные факты было бы глупо.
А вот как раз примету про «колени к дождю» подтвердить-то и не удалось. В Британском медицинском журнале одно из самых читаемых исследований – работа 2017 года, где проанализированы данные о суставах в болях и спине, включающие в себя отчёты о миллионах посещений пациентов врачами с 2008 по 2012 год. Полученный массив сравнили с данными о дождях Национального управления океанических и атмосферных явлений, и даже небольшой корреляции найти не удалось. Ни предсказательной силы у болях в суставах не оказалось, ни связи обострений с изменениями погоды.
Что же касается «реакции на магнитную бурю» или «разбитости в ответ на подъём давления», то это тоже, видимо, из серии ничем не подтверждаемых народных верований. Достаточно сравнить перепады атмосферного давления в Москве в течение месяца и внутри рейсового самолёта в течение одного только полёта. В российской столице зафиксированный максимум перепада – 50 мм рт. ст., а в среднем гораздо меньше – 10–20 мм рт.ст. В салоне же самолёта давление сначала падает до 600–650 мм рт. ст., а затем возвращается на место, то есть суммарный перепад – 200–300 мм рт. ст. Если бы люди действительно реагировали на атмосферное давление так, как рассказывают в соцсетях и офлайновых разговорах, то у трапов самолётов по прибытии выстраивались бы вереницы скорых. При этом реально плохо себя чувствуют в самолёте только люди, страдающие аэрофобией, укачиванием или имеющие проблемы с проходимостью евстахиевой трубы, соединяющей полость среднего уха с носоглоткой.
Основной источник ухудшения самочувствия – новости об очередной «магнитной буре» или «барической яме». Затем человек либо находит у себя некие негативные проявления – а это сделать несложно, если очень тщательно прислушаться к своим ощущениям, либо принимает симптомы реальных заболеваний (артериальной гипертензии и т.п.) за «реакцию на погоду».
27.04 1:00 +8° | 27.04 4:00 +7° | 27.04 7:00 +8° | 27.04 10:00 +13° | 27.04 13:00 +17° | 27.04 16:00 +18° |